Содержание
- 1 1.Что такое словообразовательные словари
- 2 Инструкция по применению
- 3 слово
- 4 Морфемно-орфографический словарь Тихонова
- 5 Морфологический способ словообразования
- 6 Основные понятия
- 7 Систематика
- 8 Морфологический способ словообразования
- 9 Экспорт данных учетных записей
- 10 словообразование
- 11 Сложение сокращенных основ.
1.Что такое словообразовательные словари
В основе словообразовательных словарей лежит морфемный принцип. В них лексика группируется по отношению к одному и тому же корню и логически соотносится друг с другом в зависимости от использованных дополнительных морфем. Словообразовательный словарь – такой словарь, где однокоренные слова группируются в одном месте. Это позволяет отслеживать как изменение слова с течением времени, в том числе формирование новой лексики в структуре развития языка, так и учить слова тематически, общим пластом однокоренной лексики.
2. Кому пригодятся английские словообразовательные словари
Английские словообразовательные словари в первую очередь полезны студентам лингвистических и филологических учебных заведений, изучающим современное языкознание в той или иной форме. Поскольку главное предназначение английского справочника – анализ развития слова от того или иного корня с использованием тех или иных приставок – то немаловажную роль такой словарь сыграет в обучении студента-лингвиста.
Список специальностей, изучение которых потребует работы с английским словообразовательным словарем, следующий:
- переводчик;
- лингвист;
- языковед (в этом случае английский словообразовательный словарь пригодится даже тем студентам, у которых в программе нет иностранных языков, а речь идет исключительно об российской современной лингвистике, поскольку примеры в нем наглядны, и легко переносятся на языковую практику других стран);
- студент, изучающий английскую литературу;
- студент, изучающий историческое развитие английского языка.
3. Как пользоваться такими словарями
Методика использования словарей разительно различается в зависимости от конечной цели или направления учебной программы, в рамках которой используется английский этимологический словарь.
Очевидная методика – поиск нужного слова, опираясь на корень, и уже по корню следуя к гнезду развития слова. Здесь берут поморфемный разбор слова и, при необходимости, соотнести с другими, отслеживая развитие морфемной структуры английского словообразования.
Отличаются словари словообразования тем, что поиск в них надо вести по основному корню слова, а не по первой букве, как в обычных справочников. Однако в появляющихся онлайн словарях словообразования, в том числе и англоязычных запрашивается конкретное слово и по нему переходят на гнездо корня. Использовать сам корень при этом не требуется.
4. Словообразовательный словарь английского языка онлайн
Словообразовательных онлайн-словарей еще мало, эта сфера лингвистического знания не очень развита. По личному наблюдению, базовые онлайн-словари (чаще технического или специального направления) предлагают функцию словообразования, выводя на одной странице все слова, принадлежащие к одному корню. В этом случае провести разбор и последующий анализ становится на порядок труднее, но возможно.
Словообразовательные словари онлайн есть на на этих сайтах, их можно скачать.
- «Word-formation in English» by Ingo Plag — Скачать или читать онлайн
- Рекомендую пользоваться онлайн-словарем Dictionary.com. В этом онлайн словаре есть все, что может потребоваться: и thesaurus, и origin, и примеры, и дефиниции из разных источников. Ни разу меня не подводил.
Еще хорошие и полезные словари для тех, кто изучает английский:
- The Free Dictionary — очень классный словарь. Здесь вы найдете идиомы, акронимы, legal, medical, financial dictionary. Можно поиграть в языковые игры.
- Dictionary.cambridge.org — отличный словарь, особенно для учеников и студентов уровня A1-B1 (начинающих) — понятия в этом словаре объясняются очень просто и лаконично. Рекомендую. Отличные предложения-примеры.
- Merriam-Webster com — замечательный словарь, есть игры со словами.
Например, мы хотим узнать словообразование слова «collection». Заходим на сайт Dictionary.com, вводим нужное нам слова. Нажимаем «Word Origin», где узнаем происхождение слова и как оно образовалось.
Есть еще приложение по словообразованию английского языка
Также оказать помощь в работе с английским словообразованием могут этимологические словари, созданные по схожему корневому и гнездовому принципу.
Инструкция по применению
Обработка растений проводится в вегетационный период 3-4 раза за сезон. Интервал между обработками не должен быть менее 20 дней, а для винограда – 1 месяц.
Проводить опрыскивание следует сразу же, как только на растениях появятся первые признаки поражения грибком или бактериями. При этом температура воздуха не должна быть не ниже +9-11°С, а скорость ветра – не более 5 м в секунду.
Раствор равномерно наносится на все листья растения, его побеги и плоды. Лучшие результаты дает профилактическая обработка перед цветением и в период активного роста. При нанесении раствора необходимо следить, чтобы на растениях не оставалось необработанных участков, в противном случае болезнь начнет вновь распространяться.
При опрыскивании необходимо помнить, что медьсодержащие препараты, к которым относится Абига Пик, могут замедлять рост растений.
слово
Основная кратчайшая языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними. В слове сочетаются признаки фонетический (звуковой комплекс), лексико-семантический (значение) и грамматический (морфологическая и составной элемент или потенциальный минимум предложения). см. также . Сложность самого понятия слова, определения его существенных признаков, трудности установления его границ и выделения критериев отграничения слова, с одной стороны, от морфемы, с другой — от словосочетания являются причиной того, что ученые, занимавшиеся этими проблемами (О. С. Ахманова, Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, В. М. Жирмунский, К. А. Левковская, М. В. Панов, А И. Смирницкий, Н. М. Шанский и др.), по-разному их решают. |
Морфемно-орфографический словарь Тихонова
Представляемый труд: |
Идея морфемно-орфографического словаря
В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 000 слов.
Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания «Орфографического словаря русского языка» (М., 1991).
Рубрикация морфемно-орфографического словаря
Для удобства словарь Александра Николаевича Тихонова разделён на рубрики по первым двум начальным буквам.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Описание морфемно-орфографического словаря
Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка.
Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу.
В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север, восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Основные понятия
Настоящий словарь, как и все прочие словари, содержит описание слов. Он относится к числу одноязычных, а значит, толкование осуществляется на том же языке, на каком выстраивается предмет толкования. Слова в словарях могут быть расположены в прямом азбучном порядке; обратном азбучном порядке, когда объединяются слова с одними и теми же окончаниями в словарных формах; каком-то содержательном порядке (по синонимам, антонимам, темам и т.п.); по частотности или каким-то другим параметрам употребления в текстах; наконец, по отношениям производства друг от друга. В этом словаре показываются и объясняются словопроизводственные и иные родственные связи слов.
Во-первых, с теоретической точки зрения необходимо различать три типа описания языка вообще и словообразования, в частности: диахронный, синхронный и исторический.
Диахронное описание предполагает ответ на вопрос: как образовано то или иное слово? Иначе говоря, при диахронном подходе исследуются отношения словопроизводства. Фактор времени при этом носит отвлеченный от исторического контекста характер: время понимается по-ньютоновски, как абстрактная ось, направленная из прошлого в будущее, на которой располагаются словообразовательные цепи.
Историческое описание предполагает ответ на вопросы, где, когда и зачем было создано то или иное слово? Это означает, что фактор времени обретает конкретно-историческую «плоть», так как образование слова должно рассматриваться на широком историко-культурном фоне, в контексте истории государства, Церкви, культуры, искусства, науки, ремесел и техники и т. д.
Синхронное описание предполагает ответ на вопрос: как связаны по смыслу, в каких актуальных отношениях находятся слова, входящие в одно словообразовательное древо (гнездо). Это подразумевает исключение фактора времени из описания, так как исследуются отношения между словами, которые воспринимаются коллективным сознанием как сосуществующие. Здесь осуществляется переход с внутренней формы языка на внешнюю.
Историко-словообразовательный словарь, как явствует из его названия, в идеале должен отразить как диахронные отношения словопроизводства, так и исторические обстоятельства появления того или иного слова в языке.
Во-вторых, необходимо различать два типа словообразовательных отношений: первичные, детерминированные словопроизводством, и вторичные, не детерминированные словопроизводством, но возникшие исторически на основе ассоциативных смысловых связей между словами в пределах одного древа.
Так, из двух пар слов учить — учитель и гнать — гонитель первая связана первичными словопроизводными отношениями: от основы учи— с помощью суффикса —тель образовано слово учитель; семантически эти слова связаны отношением «действие — деятель». Вторая пара не связана отношениями словопроизводства, так как от основы гна— ожидалось бы слово *гнатель, которого, однако, нет в русском языке. С диахронной точки зрения, сущ. гонитель было образовано от гл. 4-го класса гонити: гонитель — ‘тот, кто гонит’. Семантическое различие между глаголами гнати и гонити невелико, ибо суффиксы —а— и —и— — оба образуют дуративные глаголы, однако велико внешнее, фонетическое различие между инфинитивом гнати и его исконными личными формами настоящего времени: жену, женеши, женеть и пр., которые вследствие такого большого фонетического различия были утрачены; вместо них (из-за семантического тождества гл. гнати и гонити) стали употребляться личные формы глагола гонити: гоню, гонишь, гонить и пр., которые, в свою очередь, утратили свой инфинитив гонити. По этой причине глагол гнать в современном русском языке является глаголом 2-го спряжения (входит в число «исключений» глаголов на —ать). Иначе говоря, произошла контаминация парадигм двух исконно различных глаголов гнати и гонити. Возникнув, слово гонитель стало семантически соотноситься с другими словами того же словообразовательного древа (гонит, гоню, гнать, гонка, гонщик, гонец, гончая, гонение, угнать и проч.). К исходу XIX в. гл. гонить выходит из употребления, поэтому связь сущ. гонитель с его производящим стала неявной, а между словами гнать и гонитель возникло новое, ассоциативное, не детерминированное словопроизводством отношение «действие — деятель».
Пути и причины возникновения вторичных отношений многообразны и своеобразны в каждом отдельном словообразовательном древе, но в любом случае они представляют собой историческую реальность и потому должны найти отражение в историко-словообразовательном словаре.
Систематика
отдел | Magnoliophyta |
класс | Magnoliopsida |
порядок | Lamiales |
семейство | Lamiaceae |
род | Stachys |
вид | palustris L. |
Смотри также:
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север, восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) – прохожий (прил.) человек |
Экспорт данных учетных записей
В Яндекс Браузере не предусмотрена возможность экспортировать пароли в отдельный файл. В случаях крайней необходимости, воспользуйтесь парой приёмов:
- Перенесите пароли в отдельный файл, вручную;
- Синхронизируйте обозреватель с вашей учетной записью.
Во время синхронизации ваши пароли, закладки и даже история, будут сохранены на серверах Яндекса. В дальнейшем, вы сможете восстановить все данные на другом компьютере или после переустановки windows.
В настройках нажмите на кнопку «Включить синхронизацию».
Введите данные учетной записи, с которой будет проведена синхронизация.
Как видите, ничего сложно в просмотре сохраненных паролей в Яндекс Браузере – нет. Доступ к ним, в течении всего пары минут, может получить любой человек находящийся за вашим ПК. Избежать этого, вы можете установив пароль на запуск Яндекс Браузера или на учетную запись в целом.
словообразование
1) Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке. Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) — реакция (политика подавления общественного прогресса). Л е к с и к о-синтаксический- способ словообразования. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий), вышеупомянутый (из выше упомянутый), вдребезги (из в дребезги, т. е. «в осколки, в черепки»), нижеподписавшийся (из ниже подписавшийся), -сегодня (из сего дня), тотчас (из тот час). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Различаются; 1) аффиксация, 2) безаффиксный способ словообразования, 3) и 4) аббревиация. 1) В а ц и и выделяются; а) суффиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем присоединения суффикса к производящей основе. Атомщик, автоматчик, физкультурник, комсомолец, вузовец, тракторист, кассирша, военизация; б) префиксальны и способ словообразования. Образование новых слов путем прибавления префикса к производящему слову. Аритмичный, антиобщественный, архиопасный, сверхскоростной, ультраправый, экстраординарный. Вписать, выписать, дописать, записать, исписать, переписать, приписать, прописать, расписать, списать; в) суффиксально-префиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе или слову в целом. Бесплатный, внеплановый, доисторический, заоблачный, межконтинентальный, надводный, пожизненный, подземный, пришкольный, предвечерний, послеобеденный, отглагольный; выспаться, вчитаться, прилуниться. 2) Безаффиксный способ словообразования. Образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного). Взрыв, накал, прицеп, прогул, разбег; гниль, нечисть, погань, удаль. 3) Словосложение. Образование новых слов путем объединения в одно целое двух и более основ. Теплоход, светотехник, железобетон, чернозем, самокритика, скопидом; народнохозяйственный, темно-синий, девятикилометровый, всевозможный, своенравный, самодовольный, металлорежущий, многозначный. см. . 4) Аббревиация см. и . Морфолого-синтаксический способ словообразования. Образование новых слов в результате перехода лексических единиц из одной в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы. Весной, ночью, шагом, дома; булочная, гостиная, передняя, столовая, дежурный, нищий, портной, трудящиеся, заливное, пирожное, приданое, слабительное. |
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные