Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 1

Обработка вокала

Новости музыкального софта

  • 04 февраля, 2019

    Synth One от компании AudioKit получил высокую оценку для iPad-версии не только из-за превосходного звучания. Этот бесплатный гибридный аналоговый/FM…

  • Digital Performer 10 от MOTU идут по пути Ableton
    04 февраля, 2019

    Digital Performer от MOTU всегда была одной из «традиционных» рабочих станций, которая работает в классическом стиле линейной аранжировки….

  • Instant Phaser Mk II от Eventide — сверхточный эмулятор железа
    27 января, 2019

    Instant Phaser компании Eventide открыл новое направление в далёком 1972 году.  Eventide утверждают, что это был первый в истории электронный…

  • Анонсирован Korg Gadget 2
    23 января, 2019

    Рабочая станция Gadget от Korg хорошо зарекомендовала себя на iOS и вторая версия — это не только улучшение мобильного приложения, но и новая…

  • 120 бесплатных ультрасовременных басовых сэмплов
    14 января, 2019

    Коллекция SampleRadar начиналась с многооктавных осцилляторов с небольшой тональной расстройкой. Затем их использовали для записи басовых линий,…

Фильтрация

Крайне важно определиться, какие частоты в миксе отфильтровать, чтобы помочь вокалу прорезать микс. Например, большинство звукоинженеров применяют высокочастотный фильтр ко всем дорожкам, кроме бас бочки и непосредственно баса

Это очищает пространство для низкочастотных инструментов. Однако зачастую упускается важность низкочастотной фильтрации. Синтезаторы, даже если они синтезируют басовую линию, могут нести много высокочастотных составляющих, которые просто необходимы для того, чтобы микс звучал полноценно, и вокруг вокалов ощущалось пространство. Так что не помешает применить к рэп вокалу несколько низкочастотных фильтров.

Кроме того, возвращаясь в высокочастотной фильтрации, если вы не делаете что-то тяжелое в стиле Боба Пауера, вам не нужно применять жесткую высокочастотную фильтрацию около 120 Гц. Человеческий голос, мужской и женский, резонирует вплоть до 80 Гц (а иногда и еще ниже). Попробуйте аккуратную высокочастотную фильтрацию на 70 – 80 Гц для вокала. А возможно, вам вообще не нужно применять к вокалу ВЧ фильтр…

Добавляем голосу прозрачности

Для этого мы воспользуемся параметрическим эквалайзером. Для этого выполним команду: Effects / Filter and EQ / Parametric Equalizer

Не забываем, что ваша звуковая дорожка должна быть выделена

Выбираем в Presets: Vocal Enhancer как на картинку выше. Тут каких то конкретных настроек нет. Под каждый голос нужно подбирать свои настройки. Поэтому двигаем ползунки и выбираем то как вам больше нравиться. Скажу только что включение и выключение эквалайзера при прослушивании делается нажатием маленькой зеленой кнопкой в нижнем левом углу эквалайзера. Чтобы сравнить результат. После жмем Apply и слушаем что у вас получилось.

Аудиоредакторы

Итак, начнем именно с аудиоредакторов. Одним из самых простых приложений можно назвать программу Cool Edit Pro, которая стала прародительницей пакета Adobe Audition. Обработка голоса в Adobe Audition мало чем отличается от того, что можно сделать в Cool Edit (у программ даже интерфейс однотипный, но Audition имеет несколько больше возможностей).

В этих приложениях можно осуществить и запись, и обработку встроенными инструментами и эффектами, и полное сведение в мультрековом режиме. Для всех приложений, позволяющих производить обработку голоса, есть одно главное условие – накладывать эффекты вроде реверберации необходимо только после записи, а не применять их в реальном времени непосредственно в процессе рекординга.

Если не говорить о добавлении объема с использованием ревербераторов, одними из основных инструментов являются следующие:

  • компрессоры (Compressor) для сжатия динамического диапазона частот;
  • де-эссеры (De-Esser) для сглаживания шипящих звуков в виде соответствующих согласных;
  • де-нойзеры (De-Noiser) для удаления посторонних шумов;
  • энхансеры (Enhancer), виталайзеры (Vitalizer) и другие эффекты для расширения диапазона голоса и стереонапанорамы;
  • хорусы (Chorus) и гармонайзеры (Harmonizer) для создания эффекта нескольких голосов и хоровых распевок;
  • нормализаторы (Normalizer) для выравнивания громкости;
  • эквалайзеры для подстройки частот.

Как удалить шум в записи

Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.

Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.

Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума.

На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты→Подавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом:

Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Эффекты VST, RTAS, DX и др.

Все вышеперечисленные инструменты и эффекты обработки голоса, как правило, сегодня можно встретить в виде виртуальных аналогов, называемых плагинами. Их форматы напрямую зависят от того, какой именно виртуальный хост поддерживает и использует программная студия. Самыми распространенными считаются VST-плагины для обработки голоса или других музыкальных инструментов. В свое время хостовый интерфейс был разработан специалистами компании Steinberg, которая и сейчас остается одним из лидеров на рынке музыкального программного обеспечения всех типов. Некоторые из них эмулируют «железные» устройства, другие имеют чисто виртуально происхождение.

Если говорить о самых значимых разработках в области обработки голоса, неплохим решением можно назвать целый пакет плагинов Antares Auto-Tune, в котором имеются инструменты на все случаи жизни. Особого внимания заслуживает набор Antares AVOX, позволяющий творить с записанным вокалом настоящие чудеса.

Новости музыкального оборудования

  • 2 новинки от Rane DJ: микшер SEVENTY-TWO MKII и контроллер TWELVE MKII
    06 августа, 2020

    RANE SEVENTY-TWO MKII — это двухканальный микшер с расширенными возможностями управления, который раскрывает всю творческую мощь программного…

  • Российский завод «Октава» и британский музыкальный ритейлер Andertons будут сотрудничать
    19 июня, 2020

    Российский завод «Октава» заключил контракт на дистрибуцию микрофонов на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной…

  • TC Electronic анонсировали PolyTune 3 Mini и Noir
    17 апреля, 2019

    TC Electronic уже давно находится списке лучших гитарных тюнеров в мире, но не собирается останавливаться на достигнутом. Фирма анонсировала…

  • Line 6 выпускают беспроводную гитарную педаль Relay G10S
    04 февраля, 2019

    Line 6 представили беспроводную систему Relay G10S, предназначенную для интеграции с педальными панелями в виде прочной металлической педали,…

  • Arturia расширяют линейку аудиоинтерфейсов AudioFuse
    30 января, 2019

    Интерфейс AudioFuse выглядел немного одиноким в линейке продуктов Arturia, поэтому компания решила пополнить линейку аудиоинтерфейсов. В результате…

Офлайн-программы

1. ocenaudio

  • Платформа: macOS, Windows, Linux.
  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет простую и лёгкую программу для продвинутой обработки аудио в однодорожечном режиме.

Для полноценного цикла обработки подкаста или аудиокниги под ключ здесь не хватает режима мультитрекинга, но в рамках одной дорожки легко делать всё, что предлагают платные программы.

В ocenaudio можно ставить маркеры, проводить FFT-анализ, включать вид спектрограммы для обнаружения амплитудно-частотных проблем на дорожке и накручивать внешние VST-плагины для обработки. Есть солидный набор встроенных эффектов, включая шумоподавление и 31-полосный эквалайзер. Программа полностью русифицирована.

2. Audacity

  • Платформа: macOS, Windows, Linux.
  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет простую программу для многодорожечной записи и не нуждается в сложной постобработке аудио.

Эта программа популярна у подкастеров из-за своей простоты и возможности записывать до 16 дорожек одновременно. Это удобно, если спикеров несколько и каждый говорит в свой микрофон. Также доступен вывод звука в наушники при записи.

Здесь есть все функции, которые могут понадобиться для постобработки: варпинг (изменение длительности отрезка без изменения тона), спектральный анализ для выявления проблемных мест, штатные эффекты и поддержка внешних VST. Правда, Audacity не так удобен, как более продвинутые аудиоредакторы, — у него не очень логичный и симпатичный интерфейс.

3. Adobe Audition

  • Платформа: macOS, Windows.
  • Цена: 1 352 рубля в месяц за одну программу и 3 414 рублей за все приложения Adobe Creative Cloud.
  • Кому подойдёт: подписчикам Adobe Creative Cloud, которые ищут самую удобную и многофункциональную программу для обработки аудио.

Adobe называет Audition лучшей программой для профессиональной коррекции, восстановления и точного монтажа звука. Спорить с этим трудно: на рынке аудиоредакторов (если не учитывать полномасштабные программы для создания музыки) Audition предлагает один из самых полных наборов функций. Многодорожечная запись, микширование, установка внешних VST, встроенные эффекты, удобная автоматизация треков — всё это доступно.

Омрачается всё ценой. Необходимость отдавать солидную сумму ежемесячно автоматически делает Adobe Audition программой для профессионалов, готовых платить за рабочий инструмент, и для тех, кто уже подписан на пакет Creative Cloud.

4. WaveLab Elements

soundbytestmag.net

  • Платформа: macOS, Windows.
  • Цена: 99,99 евро или около 7 тысяч рублей. При покупке в коробке на русскоязычных ресурсах может выйти чуть дороже.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет программу не хуже Adobe Audition, но не готов оплачивать её ежемесячно.

Многофункциональная программа, имеющая всё, что нужно для сведения подкастов, аудиокниг и рекламных роликов. Для обработки открыты три стереодорожки, на которых можно разместить голос, подклад и звуковые эффекты. Главные плюсы: интуитивно понятный интерфейс и мощный набор штатных плагинов, ставших отдельным достоянием WaveLab. Например, Master Rig для мастеринга с пятью эффектами, позволяющий получить цельный и проработанный микс из нескольких дорожек.

Программа дорогая, но требует покупки единожды и может заменить все остальные аудиоредакторы на долгие годы.

Компрессия

Небольшая компрессия еще ни одному вокалу не помешала, просто чтобы лучше усадить его в микс. Но основной ошибкой, которую допускают люди при сведении хип-хоп вокала, является чрезмерная компрессия. Большой уровень компрессии имеет смысл только в тех миксах, где множество инструментов борются за звуковое пространство. Когда вы читаете про рэперов, чей вокал проходил обработку 4 компрессорами, то это, скорее всего из-за того, что минус звучит очень плотно и сильная компрессия вокала просто необходима, чтобы прорезать такой микс. Или это стилистический выбор звукоинженера – сделать вокал «хрустящим».

Детали эквализации вокала

“Основа: Срезайте частоты ниже 60Hz с помощью High Pass фильтра.”

Иногда, нижние частоты срезают вплоть до 200 Hz. Связано это с частотным распределением. Дело в том, что этот диапазон редко несет полезные частоты для вокала, добавляя в микс лишнюю “муть”. Срезая эти частоты, мы освобождаем место под бочку и бас. Это распространенная практика, применяемая на микшерных консолях. На каждом канале микшера расположен графический эквалайзер со встроенным High Pass фильтром.

  1. “Исправляем резкость: Чтобы смягчить вокал, добавьте не слишком сильный срез на диапазоне 2,5kHz — 4kHz.”

Слишком резкий, режущий слух вокал — распространенная проблема. Причины кроются в звукозаписи и в восприятии звука слухом. Микрофон записывает звуки вокала одинаково громко, но для слуха такая громкость не натуральна. Как следствие, шипящие звуки голоса на диапазоне 2,5kHz — 4KHz кажутся нам слишком громкими и неприятными. Чтобы исправить эту проблему и придать вокалу натуральности, ослабьте этот диапазон. Чем шире срез, тем мягче звучит вокал.

  1. “Яркость вместо резкости: Аккуратно усильте Bandpass фильтром область выше 6KHz.”

Яркость вокала кроется на верхних частотах. Здесь полезно применять High Shelf. Усильте на +12dB чтобы почувствовать разницу, а затем опускайте, прислушиваясь к миксу, пока не найдете удовлетворительный результат. Правильная эквализация верхних частот не затрагивает резкость вокала. Не переусердствуйте, иначе вокал добавит режущие слух частоты. Яркий вокал звучит приближенно и четко присутствует в миксе.

“Мягкость. Примените узкий срез частот в диапазоне 1KHz — 2KHz.”

Мягкость вокала — это натуральные частоты голоса, лежащие в середине. Усилением или срезом середины мы оптимизируем звучание вокала. Ослабьте середину, чтобы предоставить это диапазон другим инструментам. Это конфликтная область для вокала. Инструменты, звучащие тут, размазывают  звучание микса в середине. Поэтому, если вокал занимает центральную роль в миксе, ослабление этих частот нежелательно. Вместо этого ослабляйте другие инструменты в этом диапазоне.

В ряде случаев усиление неуместно. Оно «выдает» эквализацию, а звук становится ненатуральным. Ослабив другие инструменты на 4-6 dB, мы получим натуральное и сильное звучание вокала без потерь читаемости инструментов. Поэтому, в профессиональной обработке, срез частот предпочтительней усиления.

И еще один ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ!

Обращайте внимание на верхнюю середину. В ряде случаев, необходим узкий срез, чтобы избежать конфликтов

Если вокал — лидирующая партия, лучше делать такой срез на других инструментах, освобождая конфликтную область.

Если нужно исправить АЧХ вокала, избавиться от ненужных частот, вырезайте гармоники деликатно. Это касается конфликтной области 300-350 Hz. Слишком грубый срез может привести к потере вокала, утрате мощности и объема звучания.

Напоследок, воспринимайте эквализацию вокала как технику и искусство. Советы выше приведут вас к нужному результату. Они помогут вам двигаться дальше. Слушайте музыкальные жанры и вы заметите разницу в эквализации вокала.

Обработка вокала субъективна для каждого жанра и вкусовых предпочтений

Важно найти то, что вам нравится, тогда у вас появится индивидуальный вкус в обработке аудио-материала, который оценят слушатели

Подведем итоги. Новичкам, столкнувшимся с эквализацией вокала, рекомендуем три правила:

  1. Придерживайтесь базовых правил эквализации вокала.
  2. Эквализируйте согласно общепринятым правилам стиля музыки, в котором вы работаете — слушайте референсные треки, обработанные профессионально.
  3. Эквализация совпадает с тем, что вы ожидаете услышать в итоге. Не задавайте вопрос: “Хорошо ли это звучит?”. Спрашивайте себя: “Звучит ли это так, как я хочу?”.

Доверяйте вкусу, не забывайте о технической части эквализации и слушайте любимую музыку, тогда у вас обязательно получится встроить вокал и добиться правильного звучания в миксе!

Концепция

Все начинается с концепции. Я всегда повторял это, и буду повторять снова. Прежде, чем начинать сводить, у вас должно быть представление окончательной картины. Должно быть определенное понимание того, как вокал будет сидеть в миксе, прежде чем вы начнете его сводить. Эта идея, вполне возможно, изменится в процессе, но начинать все равно надо с каким-то выработанным направлением движения.

Основная проблема, с которой сталкиваются люди при сведении рэп вокала, заключается в том, что они концентрируются на слове «вокал», а не на слове «рэп». Вообще слово «рэп» тоже очень обобщающее: есть огромная разница между репом из Нью-Йорка 1994 года и рэпом 2010 года из Лос Анджелеса.

Даже в пределах одной школы рэпа существуют различия. Например, сравним два трека:

  1. A Tribe Called Quest – «1nce Again»
  2. LL Cool J – «Loungin’»

Обе песни можно отнести к спокойному, легкому рэпу, но принципы сведения этих двух треков кардинально отличаются.

Трек «Loungin’» является квинтэссенцией стиля «Плохие парни». Он сводился Ричем Травали – вы можете услышать что-то общее с треками таких исполнителей, как 112, Total, Mariah Carey и поздним Biggie.

Трек «1nce Again» – пример сведения Боба Пауера. Такое звучание в значительной степени преобладало на рынке раннего Нью-Йоркского рэпа.

Я ссылаюсь на эти треки, потому что надеюсь, что вы способны услышать различие в сведении. Заметьте, как в «Loungin’» вокалы приподняты над остальным миксом. Они на том же уровне громкости, что и рабочий барабан, имеют «солнечное» звучание с мягкими высокими частотами, звучат очень ясно и детально на средних частотах.

Тем временем в «1nce again» вокалы по уровню громкости значительно уступают рабочему барабану, у них очень агрессивно выдаются вперед средние частоты, высокие частоты более зернистые, и низкие частоты обрезаны высокочастотным фильтром. Форма вокала в этих двух треках тоже разная – компрессия очень слабая в «Loungin’», а в «1nce again» наоборот, очень агрессивная (особенно голос Фифа).

Давайте рассмотрим еще один современный трек, скажем, Nicki Minaj – «Massive Attack».

Здесь в вокалах мы имеем очень чистые высокие частоты и высокую середину. Вокалы возвышаются над всем миксом, и в них нет такой низкой середины, как в «Loungin’».

В каждом из трех треков есть что-то специфическое:

  1. В «1nce again» вокал звучит остро и агрессивно, что соответствует Нью-Йоркской школе рэпа.
  2. «Loungin’» звучит очень нежно и гладко – так вокалы сводятся в основном в R&B музыке.
  3. В «Massive Attack» вокалы звучат кристально чисто, но оставляют пространство на низких частотах для барабанов, что хорошо будет слушаться в клубах.

Суть в том, что вы должны заранее определиться, как вы будете сводить рэп вокал. Кто является аудиторией артиста, в каком стиле артист работает, где эта песня будет играться, и как вы, в качестве звукоинженера, можете все это свести воедино?

Предположим, вы определились, чего вы хотите добиться… но как именно этого добиться?

Приступим

И так, начнем. Запускаем программу, у меня она выглядит вот так, у вас должно быть так же.

Нажимаем двойным кликом левой кнопкой мыши в области выделенной красным квадратом на рисунке ниже. Выбираем нужный нам файл и жмем открыть.

У вас откроется ваш файл. Выглядеть будет примерно как на изображении ниже.

  1. Наш звуковой поток
  2. Спектрограмма, красной стрелочкой я показал кнопку которой она включается и выключается. Отключите ее

Для того чтобы программа поняла где у нас на звуковой дорожке находится шум, его надо ей показать.

Увеличить масштаб аудиодорожки можно роликом мышки, а сверху увидите ползунок для навигации и перемещения по вашему звуковому файлу.

Сведение и обработка микса

Наконец, обработка голоса завершена, и вам нужно свести трек, чтобы и вокал, и инструменты звучали, как положено. Чтобы не использовать виртуальные студии профессионального уровня, можно ограничиться теми же аудиоредакторами.

Единственный минус – все компоненты представлены исключительно в волновой форме, и изменить партию можно только перезаписью выбранной дорожки. В этом отношении секвенсоры выглядят удобнее, поскольку в них каждую партию виртуального инструмента можно редактировать и выбирать именно такую мелодию, которая оптимально подходит для вокального трека. Да, и самое главное! Не увлекайтесь наложением огромного количества всевозможных эффектов без надобности. Из-за этого в вокальной партии пропадет природное естественное звучание. И еще одно: обычно в панорамном плане основная вокальная дорожка выставляется по центру, а все остальные подпевки и инструменты (кроме ударных и баса) по стерео-панораме можно разбросать.

«Воздух»

В сведении рэп вокала почти не используются ревербераторы. Тому есть три основные причины:

  1. Рэп вокалы гораздо динамичнее и в них гораздо более важна ритмическая составляющая, чем в певучих вокалах, а реверберация может смазать ритмику и артикуляцию.
  2. Идея хип-хопа заключается в том, чтобы голос доминировал над минусом и «бил вам в лицо», а ревербератор имеет свойство погружать вокал в стерео микс.
  3. Все остальные звукоинженеры сводят рэп без реверберации. Не очень серьезная причина, но все же имеет место быть.

Однако вокалам не помешает добавить немного пространства, или «воздуха». Смысл в том, что пространство вокруг голоса делает его более живым и ярким. И для этого можно использовать очень короткий, широкий, тихий ревербератор. Также хорошей идеей будет наложить на вокал дилей (эхо), но чтобы задержка звучала на заднем плане, и большую часть высокочастотного диапазона стоит срезать. Это создаст ощущение глубокого трехмерного пространства, которое будет контрастировать с основным вокалом и за счет этого вокал еще больше выйдет на первый план. Наконец, если вам повезло и вместе с самим вокалом отдельно записывалось и звучание комнаты, то добавление дорожки с натуральной реверберации может дать вам очень сухой вокал с ощущением «воздуха» вокруг него. Компрессия с очень быстрой атакой, и относительно быстрым временем восстановления, и поднятие высоких частот также могут добавить голосу воздуха.

Очистка от шума и нежелательных артефактов

В одной из книг по звукорежиссуре я нашел одну очень хорошую фразу – «Важно записать вокал максимально правильно, чем потом корректировать его». Но, к сожалению, это теория

А на практике шумы и артефакты – привычное явление

Во внимание программу редактор брать не будем, можем условиться, что это будет Sound Forge

Очищать от шума нужно с помощью специальных программ – шумоподавителей или денойзеров (DeNoiser). Допустим, фирмы Waves – Waves X-Noise (рис. 1).

Рисунок 1. Шумоподавитель Waves X-Noise

Принцип его работы, а также работы ему подобных состоит из двух этапов. Первый – сканирование шума. Делается так – выбираем участок с тишиной, т.к. в ней содержится только шум, без полезного сигнала. Нажимаем кнопку Learn и воспроизводим его. Это может быть всего несколько секунд, главное чтобы попала только тишина. Затем снова нажимаем Learn, режим сканирования отключается. Наш шум в памяти шумоподавителя. Теперь наступает второй этап – шумоподавление. Основные ползунки – это Reduction и Threshold. Используя их в разных комбинациях, пытаемся добиться нужного результата

Важно не выставлять высокие значения Reduction, т.к. это может привести к урезанию высоких частот

Убирать артефакты от звука «С» и других шипящих помогают деэссеры (De-Essers). Яркий представитель – Waves DeEsser (рис. 2).

Рисунок 2. Waves DeEsser

Чтобы не углубляться в принцип его работы, рекомендую попробовать уже готовые пресеты. Допустим, Male Ess убирает резкие звуки «с» из мужского голоса, а Female Shh – шипящие из женского. Порог чувствительности регулируем с помощью Threshold.

Итоги.

Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить —  хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.

Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.

Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.

С вами был Wolfframe!  Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментарии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации